Главный усадебный дом Одноэтажный усадебный дом, построенный при Головиных в конце XVIII в., – один из немногих сохранившихся до наших дней памятников русского деревянного классицизма. Его первоначальный симметричный силуэт легко угадывается по сей день, несмотря на неоднократные перестройки. Молчановы, приобретшие усадьбу в 1797 г., пристроили над домом мезонин с двумя комнатами, куда из коридора вела узкая лестница. Аксаковы, ставшие владельцами Абрамцева в 1843 г., залу и гостиную использовали для повседневных занятий, а парадную спальню разделили на две жилые комнаты. Мамонтовы, купившие усадьбу в 1870 г., застали дом в запущенном состоянии. Если многочисленная семья Аксаковых считала дом «поместительным», то Мамонтовым, представителям другого поколения, он показался тесноватым. Новые владельцы не только отремонтировали дом, но и достроили нижний этаж с юга, мезонин с севера, а со стороны паркового фасада пристроили эркер-фонарик. Предметы нынешней экспозиции усадебного дома, посвященной семье Аксаковых и ее окружению, – фотографии, картины, мебель, книги – большей частью были кропотливо собраны С. И. и Е. Г. Мамонтовыми в московских антикварных магазинах и лавках старьевщиков. Здесь же, в усадебном доме, находится экспозиция, посвященная Абрамцевскому художественному кружку – портреты членов семьи Мамонтовых и участников кружка, пейзажи Абрамцева, обстановка, сохранившаяся с тех времен, и многое другое. |
Кухня В первой половине 1880-х годов кухня была соединена с усадебным домом крытым переходом, который просуществовал до 1930-х годов. В наши дни в кухне хранится коллекция произведений русского народного искусства, собранная участниками Мамонтовского художественного кружка и дополненная в XX столетии. Здесь представлены мебель, предметы крестьянского быта, домовая резьба и другие произведения. Абрамцевская коллекция, собранная гостями и хозяевами Абрамцева, по способу формирования была не «антикварной», а «экспедиционной». В ней были представлены разные губернии: Архангельская, Вологодская, Среднее Поволжье, Московская губерния. Среди собрания имеются детали резного украшения фасада избы — «Кикимора», «Шишига», фрагмент наличника с русалкой-берегиней. Стены зала украшены лубками и полочками с игрушками из села Богородского и г. Сергиева Посада. На выставке представлена коллекция прялок: прялки для льна, для шерсти, прялка-орудие для ручного прядения (выделки ниток). В музее хранится коллекция козьмодемьянских ковшей-черпаков. |
Верхний (Поленовский) пруд Верхний (Поленовский) пруд усадьбы имеет богатую художественную историю. Он был задуман как важная часть садово-паркового ансамбля, располагаясь симметрично Нижнему пруду на реке Воре, и устроен ещё при С.Т. Аксакове. Летом он служил для купания, детских игр и забав, зимой — для катания на коньках. Став владельцем усадьбы, С.И. Мамонтов провёл чистку и реконструкцию Верхнего пруда. Прославленный живописец Василий Дмитриевич Поленов (1844–1927) не только писал пейзажи, благодаря которым пруд навсегда остался в истории русской живописи, но и сам принимал участие в его реконструкции. Поэтому за прудом закрепилось название «Поленовский». В Музее-заповеднике находится написанный В.Д. Поленовым этюд «Верхний пруд в Абрамцеве» (1882). Позднее по нему художник создал картину «Пруд в Абрамцеве» (1883, ГТГ). Известен также пейзаж другого знаменитого участника Мамонтовского кружка Валентина Серова «Прудик. Абрамцево» («Верхний пруд в Абрамцеве», 1886, ГТГ). |
| Забронировать тур Заполните форму, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время для подтверждения брони. Отправляя заявку вы соглашаетсь с Политикой конфиденциальности сайта |